sketchschool

Category:

О дизайне и не только. Эволюция хрустальной люстры. Часть 1

Подозреваю, что сегодняшняя тема может показаться вам странной. Мне бы точно показалась. До прошлой субботы я была уверена, что хрустальные люстры — это атрибут оперных театров или квартир богатых, но необремененных вкусом людей. А потом мы  с одним моим заказчиком решили пройтись по салонам.  

Пикантности ситуации придавало вечное противостояние моего чисто архитекторского минимализма и вечного поиска драмы с противоположной стороны ремонтного окопа. Есть моменты в которых я готова отстаивать свое «нет» до потери пульса и дыхания. Но светильники — это акцент, и, помимо чисто утилитарной функции, они еще и  нехилый такой повод для самоиронии.

В конце концов остановились мы на варианте «хрррррусталь». Сорочья натура заказчика, обожающего все глянцевое и блестящее, была в восторге. А я решила совсем чуть-чуть поделиться своими наблюдениями. Сдерживалась, как могла. Уложилась всего в 2 поста. 

Не стану впадать в крайности и рассказывать о том, что такое горный хрусталь, как его открыли и чем обрабатывали. Скажу лишь, что история хрустальных люстр началась во времена Барокко. Огромные дворцы всевозможных Людовиков нуждались в хорошем освещении, поэтому изобиловали огромными окнами, зеркальными стенами и хрустальными люстрами посередине. Блестящий, как слеза, материал усиливал сияние свечей каждой гранью.

Самой распространенной формой подвесок в то время был «дубовый лист». Насколько мне известно, были большие и малые листики, которые отличались не только размерами, но и количеством граней. Вариации на эту тему встречаются до сих пор. Особенно актуальны они для интерьеров, богатых насыщенными оттенками, лепными и резными элементами. 

Сменивший избыточное во всех отношениях Барокко более упорядоченный и поддающийся логике Классицизм принес с собой и новые элементы. Овальные подвески-маркизы и полуобъемные слезки миндаля остаются одними из самых распространенных форм. Причем актуально это не только в «люстростроении», но и при производстве декора для одежды. 

Еще одним крайне живучим элементом оказались кабошоны — небольшие бусины разной формы. Со временем из декора цепи кабошонов стали формообразущими элементами. Если вам интересно, как были устроены люстры того периода, можете открыть вот эту ссылку на «Русский хрусталь».  А вот тут можно посмотреть на разные подвески. 

Формирование очередной империи интересным образом повлияло на развитие Классицизма и его элементов. Величественный и очень помпезный Ампир тоже внес свои черты в хрупкий мир хрустальных светильников. Цепи кабошонов красивыми драпировками свисали между точно просчитанными элементами каркаса. Многослойные светильники вытянулись по вертикали, освещая просторные залы с высокими потолками, украшенными лепниной.

В наши дни интерьер все больше тяготеет к умеренности и сомасштабности человеку, поэтому и «оперные» люстры встречаются в основном в театрах и посольствах. Основная форма классического светильника — на 7-9 осей с небольшими плафонами и подвесками. 

Период между двумя Мировыми войнами ознаменовался расцветом дизайна. Модерн и Ар-Деко ввели в обиход геометричные подвески-призмы, фантазийные спирали и пики, не теряющие своей актуальности по сей день. 

Современный интерьер достаточно эклектичен, чтобы подобные люстры могли работать и в сочетании с кирпичной кладкой или бетонными стенами, и с мозаичными панно или текстильными обоями. 

На этом на сегодня все. Ровно через две недели будет продолжение. Я расскажу о современных хрустальных светильниках и их стилистическом применении. 

А вам нравятся хрустальные люстры?


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.